Центр Развития "Мама Лина""
1. Уверен - не уверен
Неуверенные, тревожные дети склонны рисовать маленькие фигуры,
которые застенчиво занимают только маленькую часть листа.
Напротив, уверенные, хорошо приспособленные дети рисуют свободно
с забавной развязностью, создавая фигуру, выражающую своим размером,
размахом и броским расположением на странице свободу от сдерживающей тревожности.
Рис.1. Нарисован неуверенной девочкой 7,5 лет. Застенчивая, с низкой самооценкой.
Семья без отца. Нервная, напряженная мать.
Не успевает в школе, несмотря на вполне нормальное умственное развитие.
Пока она рисовала, она спросила: "У меня нормально получается?"
Она сказала, что фигурка изображает ее.
Рис.2. Выполнен уверенной девочкой 7 лет, живущей в полной,
нормальной и гармоничной семье. Это дружелюбный, опережающий развитие ребенок.
Отсутствие рук в рисунках детей старше 6 лет может быть показателем застенчивости,
пассивности или задержки интеллектуального развития.
Пропуск рук в рисунках становится отклонением к 10 годам,
когда уже более 90% детей изображают на рисунках руки.
Вэйн и Эйсен считают отсутствие рук на рисунке одним из 4 показателей,
которые выявляют с большой долей вероятности неприспособленных детей
в возрасте между 5 годами 3 месяцами и 6 годами 5 месяцами.
Другие три показателя - отсутствие тела, отсутствие рта и нелепый, причудливый рисунок.
Спрятанные руки интерпретируются как выражение чувства вины.
Рис.3. Руки отсутствуют. Нарисован чрезвычайно осторожным,
неагрессивным мальчиком. Возраст 6 лет 10 месяцев. Не любит грубых, чрезмерно активных детей.
Рис.4. Нарисован замкнутой, неагрессивной девочкой 5 лет 8 месяцев.
Она сказала, что на рисунке изображена она сама.
Рис.5а. На этом и следующем рисунке руки у людей отсутствуют.
Оба рисунка принадлежат мальчику 7 лет. Он застенчив, не агрессивен,
страдает энурезом, испытывает дезориентацию, если в его
установленном распорядке что-то меняется.
Беспокоится, если кто-то опаздывает хотя бы на минуту.
Рис.5б. Рисунок семьи.
Рис.6. Нарисован мальчиком 5 лет 11 месяцев.
Средний уровень интеллекта. Он назвал свой рисунок "Человек и дерево".
В изображении человеческой фигуры, довольно маленькой по размеру,
отсутствуют руки. Эти характеристики указывают на застенчивость и,
как правило, отмечаются в рисунках неагрессивных детей.
В действительности к этому имеет отношение его мать,
чья манера воспитания воплотилась в том, что мальчик никогда
не сопротивлялся, если его бил другой ребенок, предпочитая развернуться и уйти.
Следующие рисунки (7а,б и 8а,б) были выполнены в один день двумя сестрами.
Младшая (5 лет 9 месяцев) нарисовала большие фигуры
с расставленными руками и четко обозначенными ногами.
Рисунок сделан в свободной манере, штрихи нанесены смело, с сильным нажимом (рис. 7а,б).
Совсем иначе выглядит рисунок ее сестры (6 лет 11 месяцев).
Она нарисовала фигуры меньшего размера, с неустойчивыми ногами и маленькими руками.
Нажим слабый. Может быть важным, что она добавила к рисунку солнце и при этом закрасила его.
Оба рисунка демонстрируют уровень интеллекта выше среднего.
Обе девочки в первую очередь нарисовали фигуру своего пола,
выражая тем самым, что их сексуальная ориентация соответствует их полу.
Кроме того, одна девочка удовлетворена собой, в то время
как другая испытывает недостаток самоуверенности.
Эти черты личности выражаются в их поведении дома и в школе.
В связи с этим младшая сестра, более свободная и смелая,
сказала, что она нарисовала Джоанну, подругу, а старшая,
более застенчивая, сказала: "Это я".
Автор склонен интерпретировать этот факт в поддержку своего взгляда на то,
что уверенный ребенок менее склонен рисовать себя,
чем неуверенный, чьи мысли обращены внутрь, на себя.
Рис.7а,б.
Рис.8а,б.
Выделение рук и пальцев
Преувеличенный размер рук интерпретируется как склонность к агрессии,
если это "автопортрет". Если изображены родители или няня,
то акцент на руках может означать ожидаемую или реальную агрессию.
Рис.9. Нарисован мальчиком 7 лет с незаурядным интеллектом,
но плохо приспособленным к домашней и школьной жизни.
Пытается найти компенсаторное удовлетворение через пищу и владение вещами.
Одной из частных проблем является склонность к воровству.
Обратите внимание на прорисованные пальцы.
Маленькие, неустойчивые ноги
Неуверенные дети часто изображают неустойчивые фигуры,
шаткие, с крошечными ногами, не дающими эффективной поддержки.
Дети бессознательно и символично выражают нестабильность личности,
отсутствие крепкого основания. Недостаток базового чувства защищенности
приводит к нарушению развития личности; постоянное чувство тревоги
к тому же препятствует развитию эмоциональной зрелости
и достижению психического здоровья.
Эрик Эриксон в своей книге "Детство и общество" показал,
как много зависит от установления базового чувства доверия в течение первого года жизни.
Рис.10. Нарисован неуверенной, застенчивой девочкой 4 лет 10 месяцев.
Отзывчивая, внимательная, интеллект выше среднего, склонна к приступам,
потеря слуха сенсорно-невральной природы. Воспитывается без отца.
Обратите внимание на маленькие верхние конечности и крошечные неустойчивые ноги.
Источник: Джон Дилео "Детский рисунок. Диагностика и интерпретация".
Переход на страницу
" О чем говорит рисунок" -
http://mamalina.ucoz.ru/index/o_chem_govorit_risunok_malysha/0-60